Форум

Теория и практика бирофилии: хронологическая идентификация этикеток.

lav: ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПИВНЫХ ЭТИКЕТОК: банан "Рижское" колосок. Пивные этикетки, которые жаргонно коллекционерами называются "бананами" или "огурцами", выпускавшиеся главным в советскую эпоху, составляют значительную, если не основную долю во всех крупных коллекциях. Информация на таких этикетках помещалась очень скудная, и по ней довольно трудно определить не то чтобы год выпуска этикетки, но даже трудно оценить границы временного периода, к которому относится этикетка. Тем не менее информации на них обнаруживается не так уж мало, что позволяет при некоторых усилиях иногда либо точно датировать этикетку по году выпуска, либо определить с точностью до нескольких лет период, когда она выпускалась. Для примера я выбрал бананы пива "Рижское" с хорошо известным коллекционерам дизайном: Выбор совершенно случаен, потому что все равно на каком примере обсуждать вопросы, связанные с хронологической идентификацией таких этикеток. Для целей каталогизации нам необходимо получить информацию двоякого рода. Во-первых, нам необходимо установить временной период, т.е. в какие годы выпускались бананы с таким дизайном, и, во-вторых, разнести по возможности точно по годам такие бананы пива "Рижское" в нашем каталоге. Сначала напомню, что самым популярным методом привязки бананов по дате является простой и незатейливый прием приравнивания года выпуска этикетки к году ГОСТ или РТУ, которые всегда ставились на подобные этикетки. Так например, на этикетке показанной выше, стоит ГОСТ 3473-78, но относить ее к 1978 г. будет ошибкой, т.к. Госагропромы в СССР и, следовательно, в РСФСР были созданы постановлением правительства в ноябре 1985 г., и просуществовали они до марта 1991 г. Отсюда простой вывод, что этикетка выпущена в четко определяемый период 1986-91 г.г. Косвенно о том же говорят еще два факта: во-первых, цена пива, т.к. в 1978 г. бутылка "рижского" стоила 29 коп., а в 1986 г. она уже стоила 34 коп.; во-вторых, РСФСР просуществовала до распада СССР, происшедшего, как известно, в конце 1991 г. Завышать возраст этикетки, на мой взгляд, неправильно, поэтому ее в каталог следует вносить как этикетку 1991 г., сопроводив примечанием, что она относится к периоду 1986-91 г.г., т.е она вполне могла быть выпущена в 1986 г., но никак не раньше. Такие простые соображения позволяют избежать ошибки в 8-13 лет и датировать этикетку более точно, чем просто по "госту". В приведенном выше примере ошибка "гостовской" датировки заметная, но если этот метод некритично применить к следующим этикеткам, то ошибка будет еще больше: По "госту" левая этикетка должна быть датирована как относящаяся к 1969 г., а две правых – к 1978 г. Но на первых двух этикетках уже упоминаются не существовавшие в советский период акционерные общества, в которые превратились оба пивзавода в ходе развернувшейся начиная с 1992 г. приватизации. Таким образом, обе этикетки можно датировать самое раннее 1992 г. Следовательно, гостовская датировка дала бы тут промашку в 23 года и 14 лет, соответственно. Несколько сложнее картина складывается с третьей этикеткой. На ней уже нет цены, нет упоминания РСФСР, появляется надпись о пищевой ценности в виде "Ц 41 ккал 100 г пива", т.е. имеются признаки того, что этикетка выпущена уже после освобождения цен, после распада СССР и уже по новым требованиям к содержанию надписей на этикетке (в частности о пищевой ценности). Т.е. эту этикетку тоже надо датировать 1992 г., может быть даже 1-2 годами позже.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All



полная версия страницы