Форум

Фрагменты из истории атрибутики.

Fressy: Замучалась... Буду скидывать все подряд. А картинки куда слать?

Ответов - 21

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТОВЫХ И ВИДОВЫХ ОТКРЫТОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПИВОВАРЕН И ПИВНЫХ. Почтовые открытки — Postkarten технически обязаны своим возникновением фотографии, но у них есть и два конкретных отца: Генеральный директор Федеральной почты Генрих фон Стафан и австрийский профессор Национальной экономики доктор Эммануэль Германн. Ввели открытки 1 октября 1869 года, назывались они Сorrespondenzkarten и количество слов которое на них можно было написать ограничивалось двадцатью. В 1869 году немедленно было распродано 3 миллиона таких открыток. В 1878 году вошло в силу почтовое соглашение допускавшее постовые открытки во все страны мира. Лицевая сторона открытки предназначалась для адреса, оборотная – для сообщения, но уже в 1869 году, т.е. фактически сразу появились на её оборотной стороне картинки. Официально видовые открытки — Ansichtkarten были признаны в 1900 году, но фактически они появились раньше. Самая старая художественная открытка на пивную тематику относится к 1895 году. После 1900 года последовал настоящий взрыв и возникла настоящая индустрия по их изготовлению: всё было запечатлено на открытках, в том числе, конечно, и пивоварни и пивные: много-мого пивоварен и пивных!!! Это был пик моды! И только после окончания Первой Мировой войны мода на видовые художественные открытки пошла на убыль. Поэтому многие открытки, которыми мы проиллюстрировали историю пивоварения иллюстрации как раз и относятся к этому промежутку времени 1895 – 1918 годы. Открыток было так много, что даже сегодня можно выделить несколько «пивных направлений»: пивоварни, пивные, пивной юмор и кич. Видовые открытки принадлежащие Zeno Verlag можно приобрести на CD или даже заказать в виде рекламных плакатов с очень высоким качеством печати.

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ ПИВНЫХ БРЕНДОВ: ЦВЕТНЫХ ЭМАЛЕВЫХ ЖЕСТЯНЫХ РЕКЛАМНЫХ ВЫВЕСОК И ТАБЛИЧЕК Пёстрые рекламные таблички из жести с нанесенными на них эмалевыми красками иногда еще называли Dauerplakaten, т.е. долговременные плакаты. Именно по ним и можно посмотреть историю возникновения того, что мы называем сегодня «пивными брендами». В конце 19 века появились крупные индустриальные пивоварни и вкус марок пива, которое они варили, перестал колебаться, т.е. вкус скажем Berliner Kindl Pilsner уже был одинаковым вне зависимости от того, где именно его купили: в берлинской пивной, на пивоварне, у поставщика пива в Берлине или где-нибудь в Силезии. Во-первых, стабильной стала сама технология пива, а во-вторых, пиво низового брожения не дозревало в бутылках подобно Berliner Weisse вкус которого у каждого гаствирта, который по-разному и разное время его выдерживал и хранил, был совсем другим. Поэтому имело прямой смысл сообщать покупателю сразу, вывеской, какое именно пиво продает та или иная пивная или магазин. Специальная техника нанесения эмалей на жесть, которую изобрели в Англии, впервые появилась в Германии в период с 1880 по 1890 год. Основные такие фабрики были расположены в Берлине, в Саксонии и окресностях Брауншвайга. Фабрики, которые занялись эмалевой печатью на жести были два совершенно разных типа предприятий: типографии со специальным оборудованием для эмалевой печати на жести и предприятия жестянщиков, которые впоследствии перешли на изготовление консервных банок. Рекламные плакаты и в 19 веке и сейчас поставлялись пивным бесплатно. Берлинские фасады всегда были однотонного серого цвета и вывески очень расцвечивали улицы. К сожалению, старинные черно-белые фото не передают того ощущения яркости и праздничности, которое они производили на современников. Помимо вывесок поставлялись и рекламные плакаты поменьше для украшения витрин. Копии таких старинных плакатов на жести до сих пор выпускаются для украшения внутренних помещений пивных и для коллекционеров – это по своей сути и есть первые пивные бренды.

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ БИРДЕКЕЛЕЙ В 1880 году картонная фабрика и типография владельца Friedrich Horn в Buckau возле Магдебурга впервые выпускает картонные прообразы бирдекелей с разными мотивами. В 1893 году дрезденец Robert Sputh патентует способ изготовления (Патент N 68499). Это деревянные Holzfilzplatten (древесно — войлочные пластинки) и Faserguß — Untersetzer (литые волокнистые подставки). Диаметр 107 мм, толщина 5 мм. Holzfilzplatten первоначально клали поверх пивной кружки и они были многоразовые: в конце дня кельнеры собирали их и просушивали на крыше. В 1903 году в баденском городе Murgtal фабрикант Casimir Otto Katz начинает их промышленное производство из древесины пихты, которая имеет длинные нити и хорошо впитывает влагу. Он вначале размалывает древесину в кашеобразную массу, а потом формует изделия. В 1906 году на бирдекелях появились первые картинки. Наследник Katz Werken Weißenbach применяет технику офсетной печати с шестью цветами и бирдекель становятся рекламной продукцией пивоварен. С 1930 по 1960 годы бирдекели выпускает Bierteller—Automat (дословно «автомат пивных тарелок). Диаметр 110 мм, толщина 4—8 мм. На 60 годы 20 века пришелся пик коллекционирования бирдекелей. 2003 год празднуется 100 летие бирдекелей в Германии. В год в Германии выпускается 14 миллиардов бирдекелей, это 40% всей мировой бирдекельной продукции. На современных декелях кельнеры нередко отмечают количество выпитых кружек пива. Локальные названия помимо Bierdekel: Filz (Bierfuizl в Баварии, Bierfilzla во Франконии, Bierteller в Швейцарии). Официальный вариант Bierglasuntersetzer, сокращенно BGU, т.е подставка пивного стакана.


Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТОК Этикетки в Берлине начали появляться примерно в 1880 году. Это были простейшие бумажные ярлычки, которые вначале просто навешивались на бутылки, и только потом очень просто наклеенные стали приклеиваться. Украшена рельефом была обычно сама бутылка, а этикетки служили для того, чтобы либо различать марки пива одной пивоварни, либо просто маркировали через какую фирму оно будет продаваться. Но по мере роста конкуренции пивоварни осознали, что этикетки могут нести и рекламные функции. И вот тогда, произошло около 1900 года этикетки стали очень нарядными.

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ПИВНЫХ СИФОНОВ, КУВШИНОВ И ГРАФИНОВ Главный рекламный посыл при продаже фасованного пива то, что пивом можно наслаждаться дома, самому наливать сколько хочется выпить и не нужно ходить в пивную. Сифонами тогда называли вовсе не то, что сегодня в Германии называют Siphon, а емкости именно под давлением, фактически то, что мы сегодня называем кеги. Рекламировались такие сифоны с сжатым углекислым газом обычно под девизом «обслужи себя сам». Хорошо закупоренные бутылки на 5 и больше литров, точно такие как на старинной рекламной открытке, тогда называлось кувшином – Kanne. Был даже термин Kannenbier – так назвались пиво разлитое в них, которые поставляли клиентам специальные акционерные общества! С 10 годов 20 века и до начала 30 годов в Германии модно было разливать пиво в стеклянные графины, точно в такие графины какие мы видели на столах в фильмах 30 годов с водой. Обычно пиво разлитое в графин ставилось на нарядно накрытый стол. В 30 годы 20 века появились стеклянные кувшины, сохранились такие у пивоварен Engelhatd, Schultheiss, это именно то, что сейчас неправильно называют сифонами – большие стеклянные сосуды с керамической крышкой. Традиция покупать разливное пиво как ни странно жива и сегодня. Некоторые берлинские пивоварни продают Siphons — сифоны со своим логотипом на 2 и на 5 литров которые нужно купить только один раз, а потом их всегда можно наполнить свежим непастеризованным пивом этой же пивоварни. И почти все, за несколькими исключениями заполняют ваши собственные приносные сифоны. Срок хранения такого пива в зависимости от типа намного меньше: примерно 2 недели открытым в холодильнике и максимум 5 недель в холодильнике если оно закрыто. Но в Германии есть еще люди, которые не пьют дома пастеризованное бутылочное пиво!

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ПИВНЫХ БУТЫЛОК Первыми бутылками в которые разливали пиво в Германии были бутылки из каменного литья «штайнцойга», точно такие же из которых делают сейчас знаменитые литровые баварские кружки «масс». Массовый выпуск этих бутылок происходил в Вестервальде, совсем на другом конце Германии. В 18 века там пришло в упадок старинное искусство изготовления традиционных сложных пивных с кружек, требующих высокого мастерства керамиста, но зато пришла мода на знаменитую минеральную воду из Вестервальда — сельтерскую. Очень прочные и довольно примитивные по форме цилиндрические бутыли с сельтерской поставлялись во все уголки мира: от России до Индии, сегодня вне Германии есть довольно много таких коллекций, ричем коллекций довольно дорогих. Вот в такие бутылки и разливали первоначально пиво. На них наносили штемпели: или дообжиговая сухая штамповка или фиолетовый краской «Malhorn», это вообще одна из двух возможных красок для штайнцойга и как правило на такие бутылки наносили только название пивоварни. Затем параллельно начало появляться стелко. На бутылки, в расширяющейся части горлышка, наносили небольшой круглый штемпель «Glasmarke» с названием пивоварни и объемом бутылки. А вся информация и о содержании бутылки, а затем и рекламная информация содержалась на приклеенной этикетке. Именно на месте Glasmarke и приклеивают на современных бутылках этикетку – колье. Но первыми владельцами бутылок, т.е. теми чьи названия нанесены как Glasmarke были не пивоварни, а поставщики пива – Bierverlag, продавцы пива – Bierschenke, реже – постоялые дворы – Gasthof. До 1871 года, т.е. до основания Германского Рейха в Берлине преобладали бутылки объемом в кварту (1.145025 литра). Их изготавливали на небольших мануфактурах вокуруг Берлина, где было много лесов и озер в так называемых Waldglashütten (лесных хижинах стеклодувов). Обычно бутылки были зеленого или оливкового цвета, коричневые – редко. И на очень многих берлинских бутылках на «плече» нанесено как печать название изготовителя, объем и даже часто год изготовления. Пробка же первоначально имела конструкцию – Draht (Draht – проволка) или Strippe (Strippe – бечевка, верева) – стопорную конструкцию из пробки .. Начиная с 1810 года в Берлине все больше и больше начинают использоваться небольшие бутылки. Вместе с новым типом пива в Берлин из Англии попадает и новый тип бутылок для портера (Porter – Flasche). После того как запатентована новая технология изготовления бутылок (Ricketts – патент) их серийно изготавливают в сборных из трех частей формах и сами бутылки становятся тонкостенными и на «плече» бутылки часто можно увидеть клеймо «Рatent». Мелкая тара стала популярна для темного пива верхового брожения. А вот Berliner Butterbier – сегодня забытый тип пива верхового брожения, очень темный и очень сильно охмеленный который впервые в 1819 году сварила пивоварня Daniel Josty на Предцлауер штрассе 59) и пиво низового брожения которое называли «баварским» напротив – всегда предлагалось в высоких и узких бутылках. Примерно с конца 1860 тых годов в Берлине появились прозрачные бесцветные и полупрозрачные бутылки с плавным переходом от горлышка к «плечу» – это так называемый Vichy – тип бутылок. Пивоварни м пивом низового брожения вначале предпочитали именно такие бутылки подчеркивая прозрачность и цвет напитка, но вскоре из-за светочуствительности самого пива перешли к темным бутылкам. Вот тогда и появился Ale – тип бутылок, применяемый для лагера. Это были темные бутылки с четко выраженным «плечом», длинным и долее или менее фигурным горлышком и они отображали стилистику модерна. В 1875 году в Берлине появился изобретенный C. Dietrich – Drahtbügelverschluß (Drahtbügel – проволочная скоба), он позволял открывать и закрывать бутылку и новая крышка быстро вытеснила старые Korkstopfen (стопорные пробки из пробкового дерева). Berliner Weisse долго, примерно до 1840 годов разливали в бутылки из глины и каменного литья «крукен». И только к концу века постепенно еершли на стеклянные зеленые бутылки. Если для лагера привычным уже стал объем бутылки в 0.4 литра, то для старнинного пива еще долго сохранялись бутылки старого объема: 0,6 – 1,0 литра). Незадолго до наступления нового, 20 века появилось не только много сортов и марок пива, но и технические нововведения. С ообразно моде на бутылки начали наносить товарные знаки и разнообразные мотивы. В 1885 году в США изобрели новую форму пробки Siegel – Verschluss (Siegel – печать, штамп) William Paintner – патент и они появились в Германии в 1991 году через год после появления Kronenkork (крон пробки, которую мы знаем и сегодня, но с другим количеством зубчиков). Одновременно появились и пробки выпускаемые по другим патентам: Hebelverschluss (Hebel – рычаг) и Innenschraubstoppen (Innenschraubstoppen – пробка завинчивающаяса изнутри). Но в Берлине много лет доминировал Bügelverschlu (Bügel – скоба), до тех пор пока его не вытеснил Kronenkork. В 1906 году в Берлине по инициативе пиововарни Endelhardt прявились так называемые Ringflasche которые использовались всеми пивоварнями входящими в Ring («кольцо» – объединение крупных индустриальных пивоварен о котором уже писалось всвязи с пивным бойкотом) . Это были типизированые по 0,33 л бутылки в соответствии с разным типом пива бутылки с характерным кольцом на горлышке. Эти бутылки имели залоговую стоимость в 10 пфеннингов. По форме и цвету типов бутылок было три: коричневые для лагера,зеленые для солодового пива Malzbier и зеленые для портера. Типизация бутылок для Berliner Weisse произошла много позже: в 1924 году ввели единую форму бутылок, произошло это по инициативе Союза фабрикантов минеральной воды Mineralwasserfabrikanten и берлинских поставщиков пива Bierverlag в оборот вошли единообразные так называемые Signet бутылки (Signet – печатка) из прессованного стекла , по типу которых в 1930 году сделали кубки для вайссе. Но такие бутылки применяли в 30 годы не только для вайссе, но и для других типов пива верхового брожения: Malzbier, Porter, Grätzer. По мере того как изготовление бутылок все более индустриализировалось и особенно после 1906 года когда появились американские Owens и полностью автоматизированные линии для объемного выдувания бутылок, ручное производство все более сошло на нет. В 30 годы из США была заимствована мода на оптимизацию формы бутылок. Берлинцы придумали два типа таких легких бутылок: Steinie ( камушки) и Stups (толчок, пулька). В Stups (есть еще одноименная форма бокалов) пиво разливала Willner Brauerei в Панков с 1937 по 1945 год, а Steinie по 0.33 л в Берлине были почти всегда, есть они и сегодня.

Fressy: Eще про бутылки. Глава 1Любой разговор о немецком пиве сегодня любят начинать с «Законе о чистоте пива», принятом в 1516 году Вильгельмом IV, герцогом Баварии. Обычно на него ссылаются, чтобы доказать необыкновенное качество немецкого пива, но на самом деле это был закон эпохи Ренессанса регламентирующий объем тары – «баварский масс», как меру оплаты в виде пива для наемным солдатам – кнехтам и таких законов в Германии было предостаточно. Ну например прусский закон Солдатского Короля, отца Фридриха Великого, о запрете мелкой тары и вообще о контроле объемов и т.п. «Закон о чистоте пива» был тогда обычным местным законом. Мы знаем, что с 12-13 века пивоварни были разными: например монастырские - для нужд монахов и паломников. Некоторые из них имели право не только варить, но продавать пиво и ради этого даже фальсифицировали документы пытаясь представить пивоварню древнее чем она была на самом деле, чтобы обосновать это свое право продавать пиво пеерд герцогом. Например монастырь Веестафан пивоварню которого часто называют старейшей, как раз и имел сфальсифицированное свидетельство, правда фальсификация тоже была старой и заготовленной видимо заранее предидущим настоятелем. Были пивоварни и по королевскому праву, и по праву князей (фюрстов), т.е. подчиняющиеся местной власти и т.п. Самые интересные для нас городские - Rathausschenke, принадлежавшие магистрату. Они не только варили или не варили пиво, а имели исключительное право продавать чужое пиво привезенное из других мест и отлично на этом зарабатывали. Вот они возможно и были первыми кто получал пиво в бутылках! Но именно на бутылки внимания тогда обращали мало. Самое первое документальное свидетельство о существовании бутылочного пива – английское. Это описание путешествия королевы Елизаветы I (1533-1603 год), но в нем не сказано, были ли бутылки стеклянными или керамическими. Первое абсолютно точное свидетельство о существовании именно стеклянных пивных бутылок: 1753 год, ирландская пивоварня Guiness и другие английские пивоварни. Зато немецкое свидетельство самое авторитетное. Густав Штреземанн который в 1900 году написал докторскую диссертацию по философии «Развитие торговли бутылочным пивом в Берлине» стал Рейхсканцлером Веймарской Республики, лауреатом Нобелевской Премии Мира и вообще одной из самых позитивных политических фигур 20 века! Отлично оснащенные технически немецкие пивоварни низового брожения (лагер) начали преобразовываться в акционерные общества после 1870 года. Вначале пиво в бутылки разливали поставщики, закупающие пиво у пивоварни в бочках, а потом и сами пивоварни начали сами осуществлять разлив пива, а потом и его поставку в бутылках. Пиво верхового брожения (эли) разливали в бутылки еще раньше и тоже поставщики. Пиво верхового брожения в бутылках дображивало, созревало. Поэтому первые надписи «Eigennutzung der Flaschen» (использование бутылок для собственных нужд) появившиеся на рубеже 19 и 20 веков сообщают о принадлежности бутылки не пивоварне, а поставщику пива – Verlag, торговцу пивом – Händler, реже – постоялому двору – Gasthof, но еще не пивоварне. Во Франконии существовали, и сущестуют до настоящего времени Hausbrauerei. Hausbrauerei – это не домашняя пивоварня как можно было бы подумать из дословного перевода, а коммунальная. Она принадлежит небольшому самоуправляемому населенному пункту (Gemeinde) или городку. Пиво на таких пивоварнях варят для каждого индивидуально и в большом объеме, заказчик забирает его домой «молодым». Дома оно созревает и его пьют как Haustrunk – повседневный домашний напиток. Примерно с распространением Bügelverschlüß – особой изобретенной в Германии пробки позволяющей многократное открывание и закрывание бутылки и ставшей необыкновенно популярной появились литровые бутылки с рельефными надписями: «Unverkäufliches Hausbraubier», т.е. непродаваемое пиво комунальной пивоварни. Причем помимо литровых бутылок попадаются и пол-литровые с выжженными на них этикетками. Но в целом на бутылки внимания обращали мало и до 1965 года их вообще рассматривали как упаковочный материал. Иногда коллекционерам удается определить возраст и происхождение бутылки сразу. Например до первой Мировой войны написание некоторых слов было другим, тогда писали: Eigenthum, а не Eigentum (собственность) или Actien, а не Aktien (акционерное) как сегодня. Иногда дату можно определить по изменению названия города, т.к. многие получали т. наз. Baderecht становясь куррортами ( а эти даты известны точно) и начинали называться не Nauenheim, a Bad Nauenheim. Baden – купание, эквивалент русского «воды». Кстати поэтому городок с названием Baden, стал так странно называться Baden – Baden. Иногда на бутылках написан номер телефона и можно воспользоваться почтовыми архивами или старинными адресными справочниками. Но в большинстве случаев необходимо рассмотреть и оценить все 10 критериев: 1. Технология изготовления 2. Форма бутылки 3. Вид крышки 4. Форма горлышка и отверстия горлышка 5. Фирменные знаки и эмблемы 6. Дно и обозначения изготовителя 7. Нанесенные методом царапания или при помощи песка знаки и надписи 8. Этикетирование 9. Объем бутылки 10. Цвет бутылки Хорошим источником информации по формам и их названием, но не определителем или каталогом, для немцких бутылок является книга Ханса Штегервальда «Формы немецких бутылок во времени» основанная на материалах выставки 2003 года в Вертхаймском музее стекла.

Fressy: По мере перевода буду выкладывать, но не раньше чем через недели две... 1. Картинки куда? Присылать Паше? :) 2. Топик куда присобачить? 3. Источники указать или нас за нарушение авторских прав посадють? :))

hrustgurd: Ого! Интересно! А диссертации по пивной аттрибутике никто не защищал?

ISA: Fressy Действительно интересные материалы! Однако, мне кажется, что требуется некоторое уточнение в названии темы "Фрагменты из истории атрибутики", указанием на то, что фрагменты непосредственно по Германии (хотя в текстах и упоминаются местами другие страны).

Fressy: Обязательно. Они не закончены и главное нет отсканированных картинок. Еще будет фрагмент про жетоны (я его в первым поставлю). Это просто переводы. Там Германия, но косвенно и Россия. Очень все похоже, бутылки например точно так же "тройка" бутылок на плакатах и т.п. Вообщем коллекционеры это быстро увидят. А какой у Паши мейл?

Fressy: ИЗ ИСТОРИИ ПИВНЫХ ЖЕТОНОВ (BIERMARKEN) Пивные марки, напоминающие монетки из мессинга, аллюминия, и позднее из пластика были в Германии в ходу еще до 60-х годов 20 века. Они содержат надписи например "Gut für 1/2 l Bier" (пригодно для 1/2 литра пива) или "Haustrunk" (т.е. бесплатное питье). На обратной стороне стоит имя Gastwirt (хозяина заведения) или название пивоварни. Самая старая из известных нам пивных марок (жетонов) относится к 1876 году. В особенности в больших гастхаузах и на праздниках эти жетоны облегчали расчеты между хозяином - Wirt и обслуживающим персоналом - Bedinung. Персонал принимал от гостей деньги, а вирт выдавал за каждое отпушенное пиво марку. В конце для кельнер и вирт расчитывались между собой. Конец использованию жетонов положили Registerkassen - регистрирующие кассы. Пивоварни тоже выдавали такие жетоны своим работниками вместе с оплатой труда. Они служили как бы "гутшайном" (скидка или покупка на определенную сумму) и могли быть превращены в Haustrunk - бесплатное пиво на пивоварне.

kandinsky: Да, интересные материалы. Вот только Fressy пишет: В 1978 году вошло в силу почтовое соглашение допускавшее постовые открытки во все страны мира. Здесь дата не перепутана? Точно 19...?

Fressy: Ну конечно! Это опечатка! Но я уже не могу войти в топик, чтобы исправить. (: Источники: По всем фрагментам кроме главы 1 (про бутылки). ISBN 3-938414-32-4 Солод и Хмель. История и перспективы пивоваренной индустрии на северо-востоке Берлина. Клаус Кюрверс, Берндт Родер. Бетина Таке. Издатель: Бецирк (округ) Панков и музейный Союз Панков. (это не панки, это название района. :)) Глава 1 это фрагменты из: "Формы немецких пивных бутылок и смена времен." Ханс Штегервальд. ISBN у книги нет, это издание музея стекла как материалы выставки. Брошюрка продавалась на Браубевиале. По формам бутылок и пробок много эскизов (не фото, а именно эскизные схемы форм, как раз для классификации).

Fressy: Глава 3 ФОРМЫ ПРОБОК 1. Примерно до 1890 года пивные бутылки закрывали пробковыми пробками схожими с пробками для шампанского. Эти пробки должны были быть укреплены шнуром или проволокой (?) чтобы бутылка из-за развивающегося в ней давления изнутри бутылки (из-за идущего в ней процесса брожения) не взорвалась. Одаренный деловыми идеями изобретатель пришел к идее снабдить бутылку ниже головки бутылки двухсторонними "ушками-бугелями" (Öse) и подвесить Kippbügel - "опрокидывающийся бюгель" (рис 1). На (рис 2) использован предварительно сделанная жестяная полоска. Тонкий шаровой сегмент в сопровождении Öse принадлежит до сих пор неизвестной бутылке с корковой пробкой как вы тут можете видеть. 2. Siegel-Verschluß (пробка в форме печати) При рассмотрении старинных бутылок для напитков будут одновременно рассмотрены мундштуки, которые на первый взгляд выглядят как Korkstopfen - укупорочная пробка. При более детальном рассмотрении однако заметны небольшого диаметра отверстия и затем с внутренней стороны собственные в форме кольца желобки. Бутылки с таким мундштуком выпускались в США с 1885 года и между 1891 и 1917 годами также и в Германии. К ним относится и Siegel-Verschluß. Siegel-Verschluß - это первая одноразовая пробка после Korkstopfen - укупорочной пробки из пробковогодерева. Такая бутылочная пробка состоит из шайбы, изготовленной из податливого материала, которая так будет вставлена в горлышко бутылки, что образует купол. Купол, который расположен вокруг как convexe (выпуклость, свод) бутылки и край которого примыкает к горлышку бутылки, для того, чтобы внутреннее давление перенести на горлышко бутылки как давление на стенки и тем увеличить способность сопротивление стопора перемещению с ростом внутреннего давления. Рис 3 и рис 4 - Рисунок газетной рекламы 1906 года. 3. Совсем другой способ закрывания появился в 1872 году вместе с Gewindeflasche - бутылки с резьбовыми фланцами. Мундштук тут имел резьбовой фланец на внутренней стороне стеклянной бутылки для Drehverslus - поворотного затвора. Он состоял из черной бакелитовой "ручки" с винтовой нарезкой и дополнительно был снабжен резиновым уплотнителем, которым закрывалась бутылка. Рис 5. Рис 6. 4. На 10 лет позднее, в 1875 году, как новая система был введен Drachtbügelverschlüß c керамической головкой и резиновой шайбой. Он был в употреблении до 1965 года и в отдельных случаях как "ностальгическая конструкция" применяется и сегодня. Drachtbügelverschlüß существует в трех разных исполнениях (рис 1, 2, 3). Старейшее его исполнение (рис 1) продержалось до смены веков, оно самое старое из всех известных и только теперь его заменило другое исполнение (рис 2). Керамические головки были в большинстве своем белыми, позднее зелеными, синими, красными и желтыми и часть из них имела также на нижней стороне штемпель "Dresdner Glasindustrie", позднее "Gerreaheimer Glashüttenwerke vorm. Ferd. Heine". Glasindustrie - стекольная индустрия поручала изготовлять эти затычки "Stöpsel" фарфоровым заводам. Стекольная индустрия комплектовала ими бутылки и поставляла пивоварням. У более старых керамических пробок фирма или герб пивоварни напечатан на внешней видимой стороне пробки. Качества этого изображения разнится. Перед тем как сырая пробка шла на обжиг вначале применялась подглазурное покрытие. Затем краской впечатывалось название пивоварни и сверху наносилась вторая глазурь после чего пробка шла на второй обжиг. Поэтому более старые керамические пробки и сегодня выглядят как новенькие, что для более молодых совсем не так. У большинства более поздних пробок шрифт и гербы так стерлись, что уже почти не читаются. Это произошло потому, что для них второй обжиг уже не проводили. Правая крайняя пробка на рисунке со сквозным отверстием в форме сердечка имела преимущество: через него можно было машинным способом протянуть Drachtbügel - проволочный хомутик, что в остальных случаях не было возможно. 5. Незадолго перед сменой веков (1900 годом) появился еще один вид керамических пробок - лимонадный Limonadenverschlüß. С небольшими изменениями он просуществовал на бутылках со столовой водой вплоть до 1950 года. Рис внизу. Около 1926 года Amberger Flaschenhütte AG начала выпускать патентованную новинку "Kaissa" - кронкоркенбутылку. Эта пробка и сегодня называется многих местах "Kronen-Kork", несмотря на то, что сегодня коркшайба для уплотнения устья бутылки практически нигде не используется, а используется пластиковая масса, которая впрыскивается на крону из лакированной и отпечатанной жести. Позднее частично так были переоснащены бутылки раньше имевшие Bügelverschlüß. Рис.

ORM: А что это за тексты???

kandinsky: Fressy пишет: Рис внизу. Не вижу...

Fressy: Будет, будет. Когда все переведем, Паша выложит в сеть и нас всех (меня точно) посадят за нарушение авторских прав. Будешь нам присылать пиво в кнаст (тюрягу). ORM Глава 1 и 3 из "Формы немецких пивных бутылок и смена времен." Ханс Штегервальд. ISBN у книги нет, это издание музея стекла как материалы выставки. Брошюрка продавалась на Браубевиале 2008. :) Остальное просто фрагменты из книги про берлинское пивоварение. Там вверху я уже копировала выходные данные.

HEMP: А нужны вам, ребят, бутылки кёнигсбергские? =)

Вячеслав: Фарфоровые пробки - нужны!

dawydych: Вячеслав, если не трудно, скан фарфора Восточной Пруссии, что у тебя в наличии в личку кинь. У нас его много и в клубе, и в антикварках, да и в "блошиных" рядах на рынке.



полная версия страницы